Законодательство в области требований к бухгалтерскому учету и составлению финансовых очетов претерпело значительные изменения с целью их приближения к нормам, принятым в странах ЕС и Международным Стандартам Бухгалтерского Учета. Режим международной торговли был значительно либерализован, торговые соглашения с Европейским Союзом и ассоциацией ЭФТА открыли доступ на эти рынки. Иностранным инвесторам достаточно сложно найти специалистов с соответствующим уровнем подготовки (особенно на высшие управленческие должности, в области финансов и новых технологий) и нередко им приходится инвестировать значительные средства в обучение местных менеджеров или приглашать на руководящие должности заграничных специалистов.
Новое законодательство в области учета вошло в силу с 1 января 1995 года, значительно приблизив принципы бухгалтерского учета в Польше к нормам, принятым в странах ЕС и к нормам Международного Стандарта Бухгалтерского Учета.
Принципиальные изменения коснулись крупных предприятий (выделяемых в эту категорию по объему оборотов, размеру активов и численности работников), которые обязаны теперь подавать консолидированные финансовые отчеты и отчеты о прибылях и убытках. Правила составления документов финансовой отчетности приведены в приложениях к текстам закона. Требования к составлению консолидированного отчета определены указом Министра Финансов.
Другие крупные отличия от предыдущего законодательства касаются необходимости вести учет налоговых льгот. Введено также требование предоставления информации о сделках с контрагентами. Бухгалтерский учет должен вестись в злотых и на польском языке. Финансовые отчеты по форме должны соответствовать требованиям и быть утверждены общим собранием акционеров в течение девяти месяцев.
Надлежащим образом утвержденные отчеты должны быть поданы в Регистрационный Суд и налоговый орган в течение 14-ти дней после утверждения. Отчеты предприятия обязательно должны быть подвергнуты аудиторской проверке и опубликованы в официальном печатном органе "Монитор Польски". Предприятия также обязаны подавать свои ежемесячные и годовые отчеты в статистическое управление. Кроме этого, существует требование подавать промежуточный и окончательный отчет о прибылях и убытках в текущем году в соответствующий налоговый орган.
В финансовой отчетности используется принцип "исторической стоимости". Записи производятся последовательно с учетом истории развития событий. Принципы учета не должны изменятся внутри периода, а в случае изменений окончательный результат должен найти свое отражение в документах.
Налоговое законодательство предусматривает амортизацию основных фондов в соответствии со ставками, утвержденными Советом Министров. Однако, для целей финансовой отчетности амортизация должна осуществляться с учетом срока службы каждой из единиц основных фондов, остаточной стоимости и т.д.
Банковская система Польша обладает достаточно хорошо развитой и стабильной банковской системой, широким спектром финансовых услуг. Хотя уровень обслуживания (в особенности в области кредитования), находится на более низком уровне по сравнению с обслуживанием в странах Западной Европы, банковской системе Польши уже удалось достичь значительных успехов на пути оздоровления, повышения конкурентоспособности, освоения рыночных принципов. Целый ряд банков стремится к специализации в каком-нибудь из сегментов финансового рынка или разрабатывает собственную региональную политику. Это в равной мере относится как к заграничным, так и к национальным - от бывших государственных гигантов до мелких кооперативных банков в провинции.
В своей повседневной деятельности большинство польских предприятий пользуется услугами одного из девяти региональных коммерческих банков, которые отделились от Национального Банка в 1989 году либо крупных специализированных банков, в настоящее время частными фирмами, которые ввели свои акции в оборот на Варшавской бирже ценных бумаг либо нашли иностранного стратегического инвестора. Недавно приватизированный Торговый Банк, специализированный в обслуживании корпораций, а также ПеКаО А.О., обеспечивают всестороннее обслуживание, включающее наибольшие брокерские операции связанные с приватизацией.
В настоящее время польский банковский сектор находится в процессе
консолидации. В 1998 году началось слияние ПеКаО А.О. с тремя крупными региональными
банками. Подобное слияние Биг Банк А.О. с Банком Гданьским произошло в 1996 году,
что привело к появлению банка Биг Гданьский А.О. Несмотря на существование определенных
препятствий, Польша остается открытой для заграничных банков, способных доказать
свою заинтересованность и сумевших добиться лицензии от Национального Банка Польши.
Сегодня получение лицензии связано с необходимостью внесения установленных оплат, хотя с 1 января 1999 года, теоретически, каждый иностранный банк, отвечающий условиям установленным для польских банков, может получить лицензию. В настоящее время в Польше имеется более тридцати заграничных банков. Такие банки как, например, Коммерцбанк, ИНГ, Эллайд Айриш Бэнк, Джи-И Капитал являются инвесторами в польских банках. Ситибэнк, Кредитанштальт и Берлинер Бэнк являются владельцами собственных банковских учреждений. Действуют также несколько представительств международных банков (Джей-Пи Морга, Барклэйз, Креди Лионэ). Заграничные банки, осуществяющие преимущественно обслуживание международных корпораций и крупных польских предприятий, начинают все активнее заниматься созданием банковской сети на всей территории.
Информация предоставлена агентством OpenKontakt