Статья из Gazeta.ru
Польская национальная классика на русском экране. В серии элитного видео «Пять звёзд» вышла экранизация классической поэмы Адама Мицкевича «Пан Тадеуш». Режиссёр и сценарист фильма – великий Анджей Вайда.
1812 г. Польское королевство давно поделено между соседями. Надежда польских патриотов – Наполеон. Император готовится напасть на Россию, а шляхта надеется вернуть родине свободу в европейской войне.
Юный дворянин Тадеуш мечтает вступить в ряды наполеоновской армии, а пока по уши увяз в междоусобной дрязге: два шляхетских клана, крепко повязанные фамильными обидами, никак не могут поделить старинный замок. Мало того, Тадеуш умудрился закрутить роман сразу с двумя представительницами прекрасной половины вражеской семьи: тёткой и племянницей (Гражина Шапаловска).
Всё запутывается вконец – и очередная пирушка заканчивается поножовщиной. Один из кланов нападает на другой – польские патриоты разоряют друг у друга курятники и винные погреба. В дело вмешиваются русские полки (во главе – эполетоносец Сергей Шакуров), и гордую шляхту укладывают старопольскими усами в грязь.
Но вскоре на смену плохим оккупантам приходят хорошие… Хеппи-энд, в котором мужчины наденут золочёные наполеоновские мундиры, а дамы – бальные платья, где все поженятся и даже старому еврею и бедному крестьянину найдётся тёплое местечко, превращает историю в сказку, где политика теряется в лабиринте шекспировских интриг, плетущихся на фоне берез.
Но Анджей Вайда, недавно удостоенный «Оскара» по совокупности, в сказки не верит. Фильм начинается с сухой справки из истории Польши 1792–1834: делили – били – догнали и добавили. Единственный светлый момент – краткое наполеоновское освобождение – теряется среди этой череды бед. Адам Мицкевич написал поэму «Пан Тадеуш» в 1834-м, в эмиграции. Только что было утоплено в крови очередное восстание – и отчаявшейся шляхте остались только сны о польском золотом веке.
Фильм подчеркнуто национален: национальная поэма, национальный режиссёр, национальные актёры (Богуслав Линда, Даниэль Ольбрыхский, Анджей Северин) Чтобы проникнуться настроением ленты по-настоящему, нужно быть поляком. Иначе история пана Тадеуша и его присных кажется затянутой провинциальной экзотикой: бледноватая любовная история, долгие лирические отступления, запутанная интрига. Полвека прошло с выхода «Пепла и алмаза» и «Канала», но в фильме Вайды опять читается: что бы вы ни делали, вы обречены.
Фильм начинается с эмиграции и заканчивается ею: камера показывает постаревшие и подавленные лица романтических героев из наполеоновских времен. Мицкевич просто не знал того, что знает Вайда.