Это рассказ о путешествии в Польшу с сайта Елены Балахтиной
В Польше я очутилась исключительно благодаря стечению обстоятельств. Во-первых, после велопохода по Балканам у меня оставалось ещё три недели отпуска и 300 долларов. Во-вторых, наш товарищ Ири из Чехии собирался ехать в словацкие Татры именно в это время. Мы договорились о встрече, только я решила ехать сначала в Польшу, а потом из польских Татр пересечь границу и попасть в Словакию. Из экономии купила билет до Бреста (520 р., плацкарт) на 18 августа. Как обычно, случился некоторый облом: Ири был вынужден остаться дома из-за болезни любимой бабушки. Другие родственники отсутствовали, и его недельный отпуск накрылся. Конечно, можно сдать билет и остаться дома. А можно поехать одной. Что я и сделала. Почти все друзья созидательно трудились, так что попутчиков у меня не предвиделось. По возвращении домой две мои подруги чуть не порвали меня на британский флаг: они могли взять за отпуск свой счёт и с удовольствием поехали бы. Ну вот, сама виновата, не всех опросила. Втроём было бы значительно веселее. Хотя мне и так понравилось. Некоторые покрутили пальцем у виска - тащиться в страну, известную польско-украинско-русскими бандитами в одиночестве! Особенно усердствовал старинный друг Боря. Он в красках расписывал, как меня в лучшем случае, продадут в рабство толстому шляхтичу. А в худшем, наверное, пустят на органы :). Мамочка тоже попричитала, но недолго. Я обещала ей звонить каждый день и сообщать о своих передвижениях по стране. Смысла в этом немного, но маман успокоилась. Я справедливо рассудила, что Польша вряд ли более опасна, чем Москва. А если соблюдать некоторые меры предосторожности (не ездить автостопом и не шляться ночами по злачным местам), то опасаться мне нечего. На моей стороне был Полосатенький, а он просто помешан на безопасности (старый параноик).
В Польшу на момент августа 2000 года сохранялся безвизовый въезд. Необходимо наличие ваучера, который можно купить в Москве за 20 грин и в Бресте за 6-7. С дипломатическим паспортом въезд свободный. Страховка крайне желательна (это меня поляки просветили потом), но я на неё забила. Глупо, конечно, она меньше 10 баксов стоит. А мало ли что может случиться? Но в этот раз всё было в порядке.
Из вещей ничего особенного не брала. Одежда, еда в дорогу, фотоапарат, минимум лекарств и т.д. С собой мне пришлось тащить палатку и спальник, т.к. я предполагала ночевать в кемпингах. Рюкзак получился не тяжёлый - все вещи были из современных (почти невесомых:)) материалов. Карт никаких не покупала, взяла мою любимую книгу "Путеводитель по Европе". Полосатенький удрал с работы на обед и торжественно посадил меня в поезд Москва-Брест, отправление в 15.20-с-чем-то с Белорусского вокзала. Удобно ехать именно в 15.20, т.к. можно легко успеть на утреннюю электричку Брест - Варшава. Это я прочла у любителей автостопа и решила проверить на практике. После бурных сцен прощания с Полосатым я забилась в вагон, и вскоре поезд увозил меня подальше от Москвы навстречу новым впечатлениям (и приключениям:)).
19.08. Брест - Варшава
В Брест поезд прибывает в пять с чем-то утра (время в Белоруссии на час отстаёт от московского, в Польше на два часа). Ещё темно и довольно прохладно, притом я не выспалась из-за шумных попутчиков и раннего подъёма. Что меня порадовало, так это отсутствие паспортного и таможенного контроля на границе России и Белоруссии. Тупо озираясь по сторонам, стою на платформе. Вдруг слышу объявление по радио о каком-то поезде, прибывающем на варшавскую сторону вокзала. Значит, мне туда. На брестском вокзале две стороны - московская и варшавская, разделены мостом. Перебираюсь к нужным мне кассам и пытаюсь разобраться в расписании. Тоже самое стараются проделать польские студенты, возвращающиеся с Урала. Кругом толпы народа, в основном местного. Эти люди безошибочно определяют пришельцев типа меня и берут в свои цепкие лапы:). Две тётушки взяли в оборот поляков, а одна подскочила ко мне. Предлагает "джентльменское" соглашение: я провожу через границу бутылку спиртного и 18 пачек сигарет, а она помогает мне сесть в нужный поезд. ОК! Тётка поведала следующее: ехать надо на поезде Брест - Седльце (Щедльце) - Варшава. Т.е. в Седльце сделать пересадку на варшавскую электричку. Такой рейс бывает два раза в сутки - в 9.50 и 18.30. Билет единый, стоит 7 долларов (можно немецкими марками по курсу) +1,5 доллара белорусскими "зайчиками". Рубли на "зайцы" поменять вон у той женщины. Спрашиваю, сколько менять. Тётка честно признаётся, что сама путается в курсах, но меняла мне всё расскажет. Иду к меняле, та вместо 50 рублей протягивает мне пачку купюр разного размера (дореформенных и деноминированных). Моя "покровительница" впихивает меня в небольшую очередь в кассу. Убедившись, что я купила правильный билет, предлагает ваучер в Польшу. Ваучеры продаются как централизованно (6 баксов), так и с рук. Местные могут бесплатно отдать. Говорю, что у меня приглашение, и ваучер мне не нужен. Тётка с сомнением смотрит на меня, потом решается спросить, есть ли мне 21 год (у них такой же возрастной ценз на спиртное). Вот до чего я хорошо сохранилась!:) Есть, есть, недавно исполнилось:). Тётя протягивает таможенные декларации: заполняй, чтобы время не терять. Мои капиталы еле уместились в отведённых графах: доллары США - 316; чешские кроны - 100; французские франки - 100; рубли российские - 800; рубли белорусские -? (пытаюсь подсчитать, но тщетно). В таможенный зал ещё не пускают, но толпа уже собралась изрядная. Тётка вручает мне сумку с сигаретами и бутылкой, обещает найти меня в поезде и исчезает. Заталкиваю "контрабанду" в маленький рюкзак и иду смотреть расписание поездов на Москву на обратный путь. Ходят 4 поезда: 3.35 (скорый), 18.30 (скорый), 21.30 (пассажирский) и 14.25 (по чётным числам, скорый). Немного пошлявшись по вокзалу, решаю встать в очередь в таможенный зал. До отхода поезда остался час, вход в зал прекращается за 20 минут до отправления. Все нервничают, суетятся, толкаются. Думаю, что если ехать в Польшу с велосипедами этим путём, то мы точно погибнем прямо на границе. Багажом что ли их отправить? Народ пропускают маленькими порциями через турникет, при этом надо показать билет. Рядом со мной сбили с ног поляка-туриста со здоровенным рюкзаком. Ему быстро помогли подняться, поэтому обошлось без травм. Он ещё долго ругался и по-русски, и по-польски :). Наконец попадаю в лапы к таможенникам. Я их не интересую, забирают декларацию и отпускают с миром. Теперь предстоит ещё одна очередь - паспортный контроль. Белорусские пограничники всегда отличались тугоподвижностью и занудством. Передо мной они пытали российскую маму с сыном. "Почему у ребёнка свой паспорт в пятнадцать лет? По нашим законам не положено. Мальчик, сними кепку. Мама, снимите очки." И т.д. и т.п. Дошла очередь и до меня. "С кем едете?" - Одна. "Где ваши родители?" - Хм, вопрос:). Пограничник несколько обалдевает, глядя на дату рождения. Долго сравнивает фотографию с моей физиономией. Сзади народ оживлённо обсуждает происходящее, пытаясь угадать мой истинный возраст. Признаться, я уже ожидала обвинений в подделке документов, как меня отпустили с миром, поставив нужный штамп. Ура, я в поезде. С трудом нахожу свободное место. Стоим ещё с полчаса, но народ времени даром не теряет: разливает спирт в полиэтиленовые мешки, мешки упаковывает в старые колготки и подвешивает всё это под лавки. Что-то прячется в купе у проводницы (да-да, там есть проводница со своим купе), что-то в туалете. До Тересполя (первый приграничный польский городишка) ехать минут десять от силы. Здесь властвуют польские таможенники и пограничники, здесь же выходят почти все пассажиры. Всевозможные проверки заняли не меньше сорока минут. У польских пограничников на футболках написано "страж границы", забавно смотрится. Таможенники досматривать меня не стали, просто спросили, что везу. Конкретно шмонали белорусских контрабандистов, а меня и польско-русскую семейку практически проигнорировали. Билеты сохраняйте до самой Варшавы. Проверяют их несколько раз: на входе в таможенный зал Бреста, в поезде при посадке, в Тересполе, далее по ходу следования до Седльце и последний раз уже после пересадки в варшавской электричке. Таможня собрала хороший урожай - огромный мешок сигарет и чуть поменьше спиртного. Им хватит надолго:). Вагон практически опустел, остались только семейство, я и группа русских школьников с училкой. Прибежала моя тётка, выхватила свой товар и испарилась. Периодически забегали люди, ныряли под скамейки, забирали мешочки со спиртом. Да, контрабандистское шоу удалось на славу. Едем в Седльце. Пейзаж за окном радует глаз: симпатичные домики, ухоженные поля, машины и сельхозтехника в каждом дворе. Где те унылые деревни с полудохлыми клячами, которые попались нам два года назад по пути домой? Может, всё так изменилось за прошедшее время. Или в 1999 мы проезжали по самой отсталой и беднейшей части Польши. По вагону периодически проходит полиция. Оболтусу Стасю из польско-русского семейства сделали замечание - убери ноги со скамейки. Тот повиновался, и правильно сделал: полицаи через пятнадцать минут пришли проверить. Проводница пугает нас, что поезд опаздывает, и мы не успеем пересесть на варшавскую электричку. Но нет, нас дождались. Всей толпой перебегаем на другую платформу и усаживаемся в одном вагоне. К Варшаве Центральной прибываем в начале второго. Центральный вокзал имеет 4 яруса и соединяется с окрестными улицами длиннющими и извилистыми подземными переходами. После непродолжительных поисков нахожу автоматическую камеру хранения. Чтобы ей воспользоваться, нужны монетки, значит, для начала надо поменять деньги. На вокзале полно обменников, но там или грабительская комиссия (10%), или низкий курс. Как дитё подземелья ползу с рюкзаком по переходам, и, наконец, нахожу подходящий обменный пункт. Меняю интернациональную мелочь (кроме всех рублей), один доллар стоит 4,26 злотых. Российские рубли, кстати, тоже принимают. Только курс больно низкий. Возвращаюсь к камерам, забрасываю вещи. Для начала надо опустить 4 злотых, выползет чек с кодом ячейки и временем отсчета. Я на всякий случай записала ряд, номер ячейки и код в блокнот на случай потери чека. Когда багаж забираешь, надо набрать код и доплатить необходимую сумму (высветится на табло). Следующим этапом я купила билет в Закопане - это центр польских Татр. Билет стоит 36 злотых с грошами, действителен в течение суток. При этом место, номер поезда и время отправления не указаны. По умолчанию Вам предложат место в вагоне второго класса (сидячее), а спальные места запредельно дороги. Я выбрала рейс на 21.30, самый поздний же в 23.15. Изучив расписание электричек до Бреста, решила купить обратный билет сразу до Москвы. А то на вокзалах ночевать мне что-то не очень хотелось. На Москву ежедневно ходят несколько поездов, билет стоит около 55 долларов. Всё, пора выбираться в город. Да, не покупайте телефонные карты в автоматах вокзала - они прожорливо поглощают монетки, а взамен ничего не дают.
![]() |
Варшава. Площадь перед Садами Саскими |
На углу улицы Новый Свет захожу в книжный магазин купить карту города. Карты представлены в изобилии, но вот велосипедных или, скажем, лыжных, я не нашла :(. Много книг по горному велосипеду: от толстенной энциклопедии "всё о байке" до справочников по велотуризму. И веложурналов я насчитала целых пять штук (по туризму тоже есть), нормального формата и с качественной полиграфией. На улице решила опробовать телефонную карту, до этого мне не удавалось ей воспользоваться - все автоматы её выплёвывали. Как водится у буржуев, звонить можно в любой город мира из любого города страны. Карта стоит от 12 злотых в зависимости от номинала. Что-то я не так делаю, не могут же все телефоны быть поломаны. На помощь приходит милый мальчик: надо отломить угол карточки по линии. А я и не заметила, балда. Звоню Владу на мобильник - ура, соединяет, и слышно очень хорошо. Больше никого застать не удалось. Мальчик вежливо просит позвонить по городу - нет проблем, звони. В итоге карта застревает в автомате, и мы минут десять выковыриваем её моим проездным на метро. Потом парнишка также вежливо прощается. Поляки (как и все восточноевропейцы) просто воплощение вежливости и хороших манер. Даже бомжи не забывают про "День добрый, проше пани, дзякуе (спасибо)". Я им обычно отвечала "ниц нема" (нет ничего, отвалите), и мы расставались, довольные друг другом :).
![]() | ![]() |
Ул. Новый Свет | Костёл, один из многих |
![]() |
Замковая площадь |
Stare Miasto и прилегающие улицы весьма симпатичны. Практически все здания были восстановлены после второй мировой войны. Особо о достопримечательностях писать не буду, сведения есть в любом путеводителе.
![]() | ![]() |
Памятник Мицкевичу | Варшавская Академия наук |
Попробовала образчик польского фаст-фуда - запеканку. Это не та творожная гадость, которой нас кормили в школе. Фактически запеканка - горячий бутерброд (кусок длинной французской булки) с шампиньонами и кетчупом. Вкусно, но ничего особенного. Стоит от 3 до 5 злотых. Второй гастрономический эксперимент был с вьетнамским фаст-фудом. По-моему, эта жратва просто отвратительна. Нет, салаты у них нормальные, овощи трудно испортить, а вот основные блюда… Я попросила лапшу с грибами и овощами. Выдали следующее: мерзкую лапшу, которая заливается кипятком и разбухает; мороженые овощи, разогретые в микроволновке (ненавижу их, а особенно стручковую фасоль); китайские народные грибы (чёрные, похожие на водоросли). Съела, сколько смогла. Порции довольно большие, с меня взяли около 8 злотых. Такие закусочные я видела в нескольких районах города, полиция их почему-то любит. Ежели брать пищу на вынос, то это будет на пару злотых дороже.
![]() |
Вот такой колокол |
20.08 Закопане (Татры)
Разбудила меня Анна, смотрю на свой хронометр - до прибытия поезда ещё полтора часа. Гжесь тут же закрыл книгу и завалился поспать. Сижу, клюю носом, недоумеваю, зачем меня так рано подняли. Анна в таком же состоянии. Решаем, что беседа - лучшее средство не заснуть. Разговариваем о наших странах и столицах, горах и походах. Анка с компанией в июле сплавлялась на каяках, а теперь они с Гжесем едут в Татры на неделю. Помимо всего прочего обсуждаем безопасность пребывания в Польше и России. Анна пытается меня запугать, мол, в Варшаве по ночам стрёмно, в Кракове поспокойнее, а в Закопане и прочих Татрах вообще всё очень здорово. Там полно западных туристов, поэтому полиция усиленно следит за порядком. Объясняю ей, что проживание в Москве приучило меня ко многим неожиданностям, так что ночной Варшавой пугать бесполезно. "Но всё равно в поездах одной ночами ездить опасно, - вдруг строго говорит она, - Гжесь поэтому всю ночь не спал". Угу, всё понятно, а сейчас мы его охраняем :). На всякий случай я не стала спрашивать, что именно подстерегало меня в ночном поезде. Исключительно, чтобы не расстраиваться :). Но впредь решила по возможности избегать таких вояжей. Час с копейками пролетел незаметно. Ребята выходят в Новом Тарге: "Удачи тебе, друже !" - желают они на прощание. Мне ещё минут двадцать ехать. Из купе потихоньку вылезают в коридор сонные личности с рюкзаками. Наконец поезд останавливается. Ура, я в Закопане, время - 6.30 утра. Согласно путеводителю, здесь должен быть кемпинг, только как его найти? Пристраиваюсь за группой ребят и неспешно иду вслед за ними вверх от вокзала ("дворжец PKP" - вокзал железнодорожный). Проходим мимо бассейна Анталовка, надо будет туда заглянуть на досуге. Кемпинг "Pod Krokwia" расположен на ул. Зеромскиего (Zeromskiego): вверх от вокзала до круга (Rondo), там будут указатели. Дополнительный ориентир - музей Татранского национального парка. Одноимённый музей есть в Словакии, до границы с которой около 20 км. Спрашивать дорогу бесполезно, многочисленные туристы просто ничего о кемпинге не знают. В городе полно отелей, хостелов и частных комнат, и большая часть любителей активного отдыха живёт там. Кемпинг работает круглый год, помимо мест под палатку есть разноместные домики. Стоимость проживания в палатке - 10 злотых с носа + 8 за саму палатку, т.е. 4,5 бакса в день. Соответственно расходы сокращаются, если в одну палатку запихнуть 2-3 человек. Бросив шмотки под облюбованным деревом, я отправилась на изучение окрестностей. Территория кемпинга огромна. Кухня, душ с горячей водой - круглосуточно, магазин и кафе - почти круглосуточно. Есть небольшая баскетбольная площадка. При мне начали выставлять горные велики на прокат: двухподвесы и обычные с жёсткой вилкой местного разлива. Я сначала хотела двухподвес арендовать, да передумала: шлем и велоформа дома остались. Кстати, правильно сделала. По самым популярным маршрутам в ТНП на велосипедах ездить запрещено :(. За день проката просят около 10 баксов. Видела двух велотуристов на байках, они выезжали из кемпинга. Жалко, что я постеснялась их догнать и расспросить о маршруте. Поплескавшись в душе и набив брюхо остатками московской еды, я некоторое время вяло копошилась в палатке, борясь со сном. Наконец мне удалось собраться с силами и отправиться покорять горные вершины :). В маленький рюкзак я напихала все свои деньги и документы, куртку, шоколадку и бутылку воды. Остальное барахло покидала в палатку. Естественно, ничего не пропало. Карты у меня не было, но я справедливо рассудила, что надо идти вверх от Rondo, чтобы попасть в ТНП. Так и оказалось: через двадцать минут ходьбы я стояла в Кужнице (это микрорайон Закопане) под канатной дорогой. Ну нет, мы пойдём другим путём, в смысле пешком. На щите можно посмотреть маркировку маршрутов, протяжённость (в часах), конечную цель. Для начала я решила подняться на Каспровы Верх (1987 м, зелёная маркировка, 145 минут). Как и в Словакии, карта не нужна, заблудиться невозможно. Да, карты продаются на каждом углу, я искала с веломаршрутами, но так и не нашла. Для лентяев: до Кужнице можно доехать на маршрутке или в национальной повозке. За вход в ТНП надо заплатить 4 злотых за взрослого (!). Что за грабёж? В Словакии был бесплатный вход, при этом сами маршруты были значительно чище. Студентам - скидки, чем я иногда пользовалась. Кстати, поляки любят попросить студенческий билет. Что говорить в таких случаях, мы ещё пару лет назад хорошо отрепетировали :). Прокатит - хорошо, нет - платила по полной программе.
![]() |
Польские Татры |
![]() |
Вид с Каспрова верха |
21.08 Морске - Око (Татры)
Утро началось с дегустации йогуртов "Данон" польского производства. Вообще-то я даноновскую продукцию не очень жалую после того, как мне однажды пришлось в течение двух недель практически только ей питаться. Но в данном случае экономический фактор был решающим: дешевле йогуртов в местных супермаркетах я не видела. Прямо на коробочке выбито: 0,75 злотых. Прикончив заодно и останки курицы, я направилась к автовокзалу. Девицы вчера все уши прожужжали про Морске - Око - самое большое озеро Татр (площадь 34,5 гектара, глубина 53 метра). Автовокзал (дворжец PKS) находится рядом с железнодорожным. Побегав по нему кругами, я обнаружила остановку с надписью "Поляна - поленица" (Polana Polenica). Из расписания следовало, что автобусы ходят очень часто, особенно в летние месяцы. Через 15 минут прикатил автобус, который сразу же заполнился людишками. Билет стоит 4 или 5 злотых (но не больше), его можно купить и у водителя, и в кассе. Через 30 минут езды по горным дорогам вдоль лесов и полей, нас высадили на пятачке перед шлагбаумом. Дальше начинается ТНП, и двигаться можно только пешком. До озера 9 км асфальтированной дороги, можно срезать по специально выложенным камнями тропам. Такого паломничества я ещё не видела. Толпы чуть ли не строем движутся к озеру. Для малоподвижных товарищей предусмотрены лошадиные упряжки. В таратайку набивается человек двадцать, и бедная лошадка тащит их в гору. Дорога проходит вдоль реки, многочисленных ручейков и пары водопадов. На щитах можно прочитать о геологическом строении данной местности и прочую познавательную инфу.
![]() |
Морске-Око |
![]() |
Чарни-Став |
22.08 г. Гевонт (Татры)
![]() |
Вперёд и вверх |
![]() |
г. Гевонт прямо по курсу |
23.08 г. Краков
![]() |
Церковь Богоматери |
Обуреваемая своей обычной фобией опоздания, я воспользовалась специально припасённым будильником "Слава". Его радостное тиканье напоминает бомбу с часовым механизмом, а сам звонок заставит проснуться глухого:). Естественно, времени до отхода автобуса было предостаточно. Я неторопливо дошла до посадочной площадки, прогулявшись напоследок по непривычно пустой ул. Круповки. Микроавтобус уже стоял на месте, хотя до отправления оставалось целых 40 минут. Водитель поставил мой рюкзак в багажный отсек, и я отправилась в ближайший супермаркет за едой в дорогу. Кстати, в польские супермаркеты пускают с любыми сумками, кошелками и рюкзаками. Ничего не надо сдавать в камеру хранения или запечатывать в пакет. До Кракова ехали два с половиной часа, причём минут 20 стояли в краковских пробках. Автобус прибывает на Дворжец Гловни (центральный вокзал) ("Двожэц Глувны" - прим.ред.), ж/д находится рядом в соседнем здании. Первым делом бегу туда покупать билет в Варшаву на утро 26 августа. Я заранее по путеводителю узнала, что до Варшавы ежедневно ходят несколько скоростных поездов класса "IS" (интерсити). Поезд идёт три с копейками часа, что меня очень устраивает - останется время для прогулки по городу перед пересадкой на московский. Выбираю экспресс "Кракус", в семь с чем-то он выходит из Кракова, билет стоит около 16 долларов. После покупки карты города (в киоске на вокзале), я выбрала, как мне показалось, ближайший кемпинг. Поскольку я точно не знала, на какой остановке садиться, выходить, сколько ехать и т.п., решила дойти пешком. Надо сказать, путь получился не очень близкий, на поиски кемпинга ушло 1,5 часа. В последствии оказалось, что от центрального вокзала ехать минут 20 (авт. 114, 115, 164, 185) до остановки "Clepardia". Дополнительный ориентир - супермаркет "Билла". Напротив него спортивный комплекс с бассейнами, обогнув который попадаем в кемпинг. Проживание в собственной палатке стоит 5,5 долларов в день, при этом жители кемпинга могут бесплатно пользоваться прилегающим бассейном с 21 до 22 часов вечера. Поскольку в это время было уже темно и прохладно, плавать мне не хотелось. Но если бы я была со своими дражайшими друзьями, мы непременно изображали бы ихтиандров целый час. Кемпинг большой и просторный, был населён исключительно иностранцами, в основном немцами и англичанами. Душ, туалет и кухня круглосуточно. Почти весь персонал говорит по-английски, и меня активно расспрашивали, как я нашла их, откуда приехала и пр. Рецепция работает круглосуточно, но на всякий случай я уплатила вперёд, а на следующий день поинтересовалась, выпустят ли меня рано утром. Пообещали отпустить на все четыре стороны. Кемпинг хорошо охраняется, т.к. свободные места на стоянке для машин сдаются местным жителям. Обосновавшись под раскидистым деревом, я сделала первую попытку выбраться в город. Дальше супермаркета уйти не удалось :). После покупки продуктов, питья, фотоплёнки и даже сидюка Джери Ли Луиса (лицензия за 3 доллара), пришлось вернуться к палатке. Надо заметить, что буржуинский супермаркет, в отличие от большинства московских, действительно самое дешёвое место для совершения покупок. Очень много салатов, мясных и прочих полуфабрикатов, а также готовых блюд по приемлемым ценам. Я немедленно отоварилась корытцем салата типа "столичный" и бигосом. Купила разного тёмного пива, которого раньше не пробовала. Оно оказалось ужасно противным, и названия я благополучно амнезировала. Граждане в небольшой очереди в кассу не проклинали меня за медлительность, а напротив, любезно помогали находить нужные монетки и запихивали мои покупки в пакеты. В кемпинге я как следует налопалась и чуть не заснула, но всё же нашла в себе силы выбраться на прогулку. До центра города ехала на автобусе. Билет по нашим меркам дорогой, 4 злотых (почти доллар). Причём платят все, и школьники, и пенсионеры, только по сниженному тарифу. Существует масса тарифов и проездных документов, например, часовой билет. В течение часа за 6 злотых можете совершить столько поездок, сколько успеете. Компостер проставляет время. Штраф ломовой, порядка 25 долларов, причём предупреждение о каре за безбилетный проезд написано и на русском языке тоже. Багаж оплачивается отдельно, и бесплатно можно везти не так много: по габаритам не больше, чем городской рюкзак. Не во всех автобусах продаются билеты, их надо покупать в специальных киосках. Я видела, как тётушка покупала месячный проездной. Она пришла с фотографией и паспортом (!), и через 10 минут ей выдали именную карточку с печатью. В общем, "зайцам" в Кракове нелегко. Я всегда оплачивала проезд, и если надо, багаж, хотя дома никогда не отличалась особой законопослушностью.
Немного о самом Кракове.
![]() |
"Радиальная" улица |
Помимо Sukienice имеются: городская ратуша, церковь богоматери, памятник Мицкевичу, множество кафешек, уличных музыкантов, фотографов и прочих атрибутов подобных мест. Ну а лучше всего увидеть Краков собственными глазами :). Вечером я попробовала позвонить в Москву. Это было совсем непросто: телефонные линии в Кракове никуда не годятся, они перегружены. Автомат честно предупреждает, что позвонить можно только в экстренные службы. Нормальный телефон обнаружился у кемпинга, но теперь у моих родственничков было беспробудно "занято". Традиционная бутылка пива (вернее её содержимое) было настолько отвратительным, что пришлось слопать полбанки маринованных огурцов (выше всяких похвал). Так с размышлениями о вкусовых качествах польского пива я отправилась хрючить.
24.08 Величка
Сегодня я решила посетить Величку, а вечерком просто пошляться по городу. Величка - это соляные шахты в 10 км от Кракова. Добыча каменной соли была начата аж в 1280 году, а прекратилась только в 1992. Это было довольно прибыльным делом, т.к. доходы от копей составляли треть королевской казны стародавних времён. Охраняется ЮНЕСКО как природный и культурный объект мирового значения. Именитые поляки ещё в 15 веке завели традицию посещать шахту. Первым был Николай Коперник (неудивительно). И по сей день сюда водят высокопоставленных (в том числе иностранных) деятелей. Надо ли говорить, что папа Римский не преминул забраться под землю, что было увековечено в одном из залов. Сейчас шахты - это исключительно культурно-развлекательный объект. Попасть туда можно только с организованной экскурсией во избежание несчастных случаев. Вам ни на минуту не дадут пропасть из поля зрения экскурсовода, и это вполне оправдано. Глубина выработок достигает 327 метров под землёй, на 9 уровнях находятся более 2000 камер. Кому охоты вылавливать с такой территории отбившихся от стада, т.е. экскурсии. Добираться до копей (или копальней по-польски) удобней всего от центрального вокзала (Дворжец Гловни) на маршрутках с соответствующей маркировкой, которые ходят каждые пять минут. Билет стоит всего 1 злотый. Перед поездкой я отправилась питаться в привокзальный молочный бар (bar mleczny). Может там и подают молочные продукты, но я не видела ни одного любителя молокопродуктов. Посетителей было много (бомжей и алканавтов не наблюдалось), и все лопали салаты, супы и вторые блюда. Особой популярностью пользовались "русские пироги". Памятуя словацкие опыты с пирогами, я подозревала, что это будут вареники, но вот с чем? Почему они русские? Помимо всего прочего заказала себе порцию. Бар выглядит как столовая, где в кассе пробиваешь жратву, а дальше за прилавком получаешь желаемое. Цены более чем халявные, и на 4 злотых можно съесть нормальную порцию чего-нибудь. Так и есть, дали вареники. Что в них набито, не понятно, но мне понравилось:).
![]() |
Ствол Даниловича:) |
![]() |
Камера Веймар |
В отработанных камерах создавались целые тематические залы. Смотрится супер, особенно с современной подсветкой. О каждом произведении и даже камере есть свои легенды. За определённую плату можно фотографировать, но только не моей отвратной мыльницей. Все фотки из копей на этой странице отсканированы из купленного буклета. Ещё в Величках имеются: аллергологический санаторий, запрятанный на глубину 200 с небольшим метров, огромный спортивный зал, камеры с озёрами (с огромным количеством монеток на дне) и прочие интересные местечки. Экскурсия заканчивается на глубине 135 метров в камере "Висла", где сосредоточено множество пищевых и сувенирных точек.
![]() |
Легенда |
![]() | ![]() |
Манежный привод | Николай Коперник |
![]() | ![]() |
Камера Варшава | Святыня Кинги |
![]() |
Вавель (фрагмент) |
25.08 Аквапарк
О краковском аквапарке я узнала случайно: реклама была напечатана на карте города. Открылся он сравнительно недавно, летом 2000 года. В моём захолустном городишке подобных развлечений пока нет (а если и будут, то по непомерным ценам), поэтому с утра пораньше я потопала на ul. Dobrego Pasterza. Заведение (Park wodny) открыто круглый год с 8.00 до 22.30, сайт в инете: www.aquapark.krakow.pl. Стоимость билета зависит от времени посещения, возраста и пр. Существует масса тарифов и скидок. Взрослый билет в дневное время стоил 11 zl\час (2,5$), на мой взгляд, вполне приемлемо. После уплаты денег мне выдали пластиковый браслет с ключом, который я долго пыталась пристроить к турникету и так, и этак. Тщетно:). На помощь пришёл мальчик-кассир: часть браслета работает как смарт-карта. В раздевалке, глядя на многочисленные ряды странных кабинок, я впала в очередной ступор. К счастью, для особо одарённых там держат специально обученную тётушку. "Пани здесь впервые?" Угу. Далее мне были даны подробные инструкции: зайти в кабинку, переодеться, выйти с другой стороны (обязательно без обуви), найти свой шкафчик для вещей (номер на браслете), далее в душ и только потом в бассейн. Как ни странно, я всё поняла. Водный парк - это здорово, мне очень понравилось. Несколько бассейнов с озонированной водой, гидромассажные ванны, водопады, волны; стенд для скалолазанья (падать в воду приятнее, чем на мат), лабиринт с водоворотами, несколько видов горок. Есть сауна и солярий, но я не знаю, надо ли их оплачивать отдельно. В общем, развлечения на любой вкус и возраст. Ну и естественно, аквапарк могут посещать инвалиды, для них всё предусмотрено. За порядком наблюдает многочисленный персонал студенческого вида с надписью "страж водный" на майках и рациями в руках. Краковский парк менее травмоопасен по сравнению с "Сереной" в Хельсинки. Никаких бетонных жёлобов (где так здорово обдираются все выступающие части тела) и столкновений внизу горок. "Пассажиропоток" регулируется "стражами" по рации. Короче, всем любителям водных процедур и развлечений рекомендую посетить это клёвое местечко.
Звоню из холла Полосатенькому похвастаться. И что же слышат мои уши после приветствия: "В Кракове аквапарк открылся, я в инете читал, сходи обязательно". Слушаюсь и повинуюсь:).
Потом меня понесло в музей искусств Чарторыжских. Эта польская семейка хапуг на протяжении нескольких поколений занималась коллекционированием предметов искусства и различного хлама, имеющего историческую ценность (костюмы, монеты, посуда и пр.). Хватило на целый музей в несколько этажей (семейство добровольно пожертвовало своё имущество Кракову). Отдельный этаж посвящён династии Чарторыжских от далёких предков до наших дней. Меня интересовала не польская аристократия, а отдельные экземпляры коллекции. Каким-то образом им удалось притырить "Даму с горностаем" Л. да Винчи и "Пейзаж с самаритянином" Рембрандта. "Самаритянин" был в отъезде за границей, "дама" осталась дома:). Над "дамой" трясутся как курица над яйцом: картина закрыта толстым стеклом и находится под неусыпным контролем сотрудников музея (здоровенных парней, а не старушек типа "божий одуванчик"). Картина забавная: дама очень похожа на своего горностая, а тот выглядит как настоящий хорь:). Гораздо интереснее было наблюдать за итальянским тином. Он полчаса смотрел на даму затуманенным взором и тяжко вздыхал при этом.
Прогуливаясь после встречи с прекрасным по краковским улицам, я наткнулась на магазин туристического снаряжения. Там была распродажа рюкзаков. Наконец-то сбылась мечта идиотки, я купила себе новый рюкзак ("Natalex", 70 л +10, кордура, тёмно-синего цвета, с регулируемой подвеской и прочими наворотами). Заплатить 55 долларов за это чудо было совсем не жалко, особенно если вспомнить, сколько просят московские производители за свои убогие изделия. За перевозку такого "крупногабаритного" рюкзака в автобусе надо платить. Пришлось вынуть пластины наружного каркаса, а сам рюкзак запихать в пакет. Контролёр не придирался. Вечером меня охватила очередная паранойя: а вдруг я завтра просплю и опоздаю на поезд? Сорок раз проверила будильник и завалилась пораньше спать.
26.08 - 27.08. Дорога домой
![]() |
Улицы Варшавы |
![]() | ![]() |
Лазенковский парк - летняя резиденция последнего польского короля |
Жалко, успела обойти лишь малую часть парка, согласно путеводителю там есть на что посмотреть. В ужасной спешке прискакала на вокзал, прикупив немого пива в супермаркете на нижнем ярусе. Владу не повезло, я по ошибке привезла ему безалкогольное:). Вот что бывает с любителями светлого пива:). Вежливый мальчик мужественно выпил целую бутылку. Моими соседками по купе оказались русскоговорящие тётушки. Старая плесень свалила из страны советов в незапамятные времена, едет навещать оставшихся в "ужасной России" родственников. У пани среднего возраста в Москве живёт сестра с русским мужем. До самого вечера мы болтали (а что ещё делать?). Тётки жаловались на дороговизну варшавской жизни, папу Римского, платную медицину и проч. Что я им могла сказать? Жить в Москве ничуть не проще. Нет, говорят, мы любим приезжать в Москву, там всё дёшево :). Не верят, что столица нашей родины входит в десятку самых дорогих городов мира. На какую зарплату можно сносно жить в Москве, спрашивают? Ну 500 - 600 зелёных президентов вполне достаточно. Вот, а в Варшаве на эти деньги не проживёшь, больше половины за жильё платить придётся. Ладно, ладно, охотно верю. Уговаривали меня ехать в Швецию на работу, мол, у шведов большие квоты на мою специальность. Это всё здорово, но где взять деньги на экзамены? Обе тётки обожают путешествовать. Полякам не нужны визы в большинство стран мира. Пани помоложе уговаривает меня побывать в Таиланде и Китае. Китай она с друзьями ещё в социалистические времена объездила автостопом и на велосипеде. Да я давно мечтаю об этих странах, меня уговаривать не надо:). Бодрая старушка трещала бы до самого утра, пришлось ей объяснить, что не все присутствующие страдают бессонницей. Она же растолкала меня утром: через час в Москве будем, пора вставать и завтракать, и вообще молодёжь любит долго спать, вот я в молодости … Ну и зануда. Хотя, если я доживу до её преклонных лет, буду ещё утомительней:). Завтрак (булочка и кофе) входит в стоимость билета. Иду к проводнику - жрать давай:). "Пусть пани вернётся в купе, я подам завтрак туда" - отвечает проводник. И подал, кофейник на столике прикатил, всё как полагается. Дополнительный бонус каждому пассажиру - маленькое махровое полотенце с символикой польских ж\д. Старушка хвастается, что у неё скопилась целая коллекция таких полотенец. Тёткам я понравилась, они даже встречающему меня Полосатенькому об этом сказали. Не зря я им битые час рассказывала, где сбыть деньги европейских стран, купить лицензионные (!) диски Высоцкого и клавиатуру с русской раскладкой:). Расшаркались друг перед другом в любезностях, попрощались. Теперь можно уделить немного внимания Полосатому:).
P.S. Часть сведений о стране позаимствована из путеводителя "Восточная Европа", Тверь, 1997 г. Фотографии Величек взяты из польского буклета "Королевская соляная шахта", издательство "Карпаты", Andrzej Laczynski, Краков, 1997 г. Остальные фотки сделаны моей ужасной мыльницей.
P. P. S. Расходы на поездку составили около 300 американских рублей, включая покупку рюкзака (55$). Путешествуя вдвоём, можно сэкономить 50-70 зелёных.
См. также: Варшава - практические сведения для туриста,
Закопане.ру - путеводитель по Закопане с описанием горных туристических маршрутов,
Краков.ру - Полный путеводитель по городу
Величка - виртуальная экскурсия по соляным пещерам Велички
Краковский аквапарк - официальная страница с описанием развлечений, ценами, и т.п.