Новая польская пенсионная система вступила в силу 1 января 1999 года. Основной идеей реформы стал тезис о необходимости диверсификации, что достигается путем базирования пенсионной системы на трех независимых компонентах. Новое пенсионное обеспечение заменит прежнее пособие, начислявшееся по распределительной схеме, на пенсию с элементами накопления. Из трех компонентов системы два - обязательные и один - добровольный. Обязательный пенсионный компонент составляет 19,52 % от основы начисления (заработной платы).
Первый компонент, находящийся в ведении Управления социального страхования (ZUS - Zaklad Ubezpieczen Spolecznych), составляет 12,22 % от основы начисления. Это распределительный элемент системы. Размер взносов начисляется в пропорции от заработной платы. Размер будущей пенсии, таким образом, зависит от общей суммы уплаченных взносов, которая является производной от основы начислений взносов (т.е. от размера зарплаты), так и от среднестатистического показателя продолжительности жизни. А значит, чем продолжительнее трудовой стаж, тем выше будет выплачиваемое пособие.
Второй компонент составляет 7,3 % от основы начислений и является накопительным элементом системы. Его обслуживают открытые пенсионные фонды, имеющие юридическое лицо акционерных обществ. Управление соцстраха сначала взимает полный взнос в размере 19,52 % от заработков трудящихся, а затем перечисляет 7,3 % от этой суммы на счет открытых пенсионных фондов. Пенсионные фонды находятся в ведении пенсионных обществ, которые инвестируют полученные ресурсы на фондовых рынках согласно предписаниям закона. Трудящиеся могут свободно выбрать любой (только один) из списка прошедших регистрацию фондов. Выбранный однажды фонд можно поменять на другой. Доходность пенсионных вкладов трудящихся гарантирует специально образованное государственное Управление надзора над пенсионными фондами - УНПФ - (UNFE - Urza_d Nadzora nad Funduszami Emerytalnymi). С 1 апреля 2002 года его функции были переданы новообразованной Комиссии надзора страхования и пенсионных фондов.
На 31 декабря 2003 года в Польше было 16 пенсионных фондов, управлявших капиталом в объеме около 45,44 млрд. злотых. Большая часть этих средств была вложена в государственные облигации (61,6 %), хотя доля акций в инвестиционных портфелях была также велика и превышала 32,4 % от инвестированных активов. Это означает, что пенсионные фонды стали важными игроками на польском рынке капитала. Также не вызывает сомнений, что их роль будет постепенно возрастать пропорционально росту управляемых ими активов.
Новая пенсионная система вводилась постепенно. Все трудящиеся, родившиеся в 1969 году или позже, были обязаны присоединиться ко второму компоненту (избрав пенсионный фонд) до конца сентября 1999 года. Родившимся между 1949 и 1969 гг. было предоставлено право выбора: остаться в старой системе или присоединиться к новой. Данное решение надлежало окончательно принять до конца декабря 1999 года. Лица, родившиеся в 1949 году и ранее, оставались в старой системе.
Оба обязательных компонента во многом подобны: тот же принцип отчисления взносов в установленной законом пропорции, те же личные счета, тот же пенсионный возраст, пенсии в форме ежегодных выплат и гарантированное минимальное пособие.
В этой связи третий - добровольный - компонент позволяет внести разнообразие в организационные принципы и формы участия и более гибко приспособиться к личным предпочтениям граждан. Здесь задействован принцип накопления будущего пособия путем взносов в страхование жизни, пенсионные, инвестиционные и трудовые фонды. Работодатели имеют право создавать трудовые пенсионные фонды и фонды взаимного страхования на основе полной добровольности. Взносы производятся после вычета налогов, а выплачиваемые пособия свободны от налогообложения. На май 2004 года КНСПФ зарегистрировал свыше 235 трудовых пенсионных планов.
Каждый из компонентов несет с собой также различные виды возможных рисков. Например, первый может испытывать влияние политического давления, факторов старения населения и риска растущей безработицы, в то время как два остальные более чутки к продолжительной инфляции, а также замешательству на фондовых рынках. Здесь налицо хороший пример диверсификации рисков при новой пенсионной системе - каждый из двух обязательных компонентов работает по-своему, что гарантирует, по меньшей мере, удовлетворительную работу всей системы даже при неблагоприятном раскладе.
Еще один важный аспект реформы пенсионной системы - это аннулирование широкого списка профессиональных привилегий.
Ввод новой пенсионной системы имеет важнейшее значение, которое нельзя переоценить. Прежде всего, необходимо отметить, что перемены были совершенно необходимы, без них старая система через несколько лет просто обанкротилась бы. Затем, при новой системе сбережения трудящихся, размещенные на фондовых рынках, работают на благо своих владельцев, а в то же время дают приток капитала, стимулирующий экономическое развитие всего общества. Таким образом, пенсионная реформа не только обеспечивает экономическую безопасность в будущем, но создает новые рабочие места и ускоряет развитие страны.
Информация Бюро поддержки инвестиций и технологий
2004