Статья Константина Гаранина
Опубликована на сайте Sky-клуба в январе 2000

Когда наблюдаешь мир сквозь голубое мерцание телевизора, то многие вещи кажутся далекими и даже не совсем реальными. События происходят с людьми, которых ты не знаешь, а горе и радость кажутся ненастоящими. Электронная культура делает из нас людей ненастоящих, заменяющих чувства наркозом эфира. И для того, чтобы вернуть вкус жизни, нам необходимо хоть иногда вылезать за рамки голубого экрана, тусклого мерцания сети Интернет или жалюзевых окон теплого офиса. Выходить в злой и колючий мир, ощущать на щеках крепкие потоки свежего ветра.

Возможно именно такие мысли заставили меня откликнуться на предложение Жени Боярского, директора детского интеллект-лагеря "Юнивер", встретить новый год с детской горнолыжной сменой в Словакии. Отбросив тягостные сомнения и в два дня уладив на работе все вопросы, я бросился в новогодне-автомобильную авантюру: 28-го января из Москвы стартовали два вполне еще свежих авточуда ("Кайота Таролла" и "Девятнадцатая Ренольта"). Впереди нас ждали более полутора тысяч километров и три государственные границы. Каждая из машин была снаряжена рацией и несла по одному пассажиру, плюс горнолыжное снаряжение, немного личных вещей и любимых мелодий.

Погода стояла довольно сырая, но путешествие не представлялось особо сложным и опасным. Однако приключения начались уже на второй сотне километров: на моей Рено сломался дворник с водительской стороны. Нам понадобилось не менее часа, чтобы с помощью подручных средств и стандартного eпрст заставить его хоть как-то работать и приносить пользу нашему автомобильному обществу. Мы продолжили путь в несколько подпорченном, но по-прежнему боевом настроении. Надо отметить, что Минское шоссе это широкая четырехполосная дорога, находящаяся в достаточно хорошем состоянии вплоть до самого Бреста и именно по-этому мы быстро отмахали четыре с половиной сотни километров до российской границы и гордо вступили на территорию республики Беларусь.    В качестве первого ценного совета скажу, что перед поездкой всегда полезно изучить законы тех стран, через которые пролегает твой путь. Так, еще в Москве мы узнали, что в Белоруссии существует специальный обязательный страховой сбор в размере пяти американских долларов. И если Вы не удосужитесь уплатить его при въезде в страну, то позже Вас ждет вполне официальный штраф на сумму 200 долларов США, который братья белорусы приготовили для невнимательных путешественников. К слову сказать, граница Белоруссии и России достаточно прозрачна и проходится в авто практически без остановки и, естественно, никому в голову не придет предупреждать Вас о необходимости такой страховки. До первого поста ГАИ (или ДАI по-белорусски).

Зная заранее об этих тонкостях белорусского законодательства, мы благоразумно приобрели страховки, обменяли некоторое количество рублей на ихние "зайчики" и двинулись дальше - в Брест, к польско-белорусской границе. Вскоре оказалось, что дорога на Брест платная и с каждого легкового автомобиля необходимо оплатить три американских доллара за въезд на нее и столько же за выезд. Несмотря на неприязненное отношение к такого рода поборам, должен отметить, что в отличии от России хоть часть денег со сборов, но идет на обустройство дороги: она содержится в хорошем состоянии, в опасных местах стоят световые отражатели, указатели вдоль дорог свежие и нарядные. Идти по такой дороге одно удовольствие. Не беда, что максимально разрешенная скорость всего 100 км/ч, мы старались не снижать ее ниже ста двадцати. В этом нам помогали установленные на машинах рации, с помощью которых мы разговаривали не только между собой, но и со встречными грузовиками, узнавая о возможных радарах, передавая и принимая поздравления с наступающим Новым годом.

Надо сказать, что дорожное братство, это дружное сообщество схожее по своим законам с морским: люди разных стран, с разными языками и вероисповедованием, придерживаются одних и тех же канонов взаимоуважения и взаимовыручки. Профессионалы дороги - люди грубые, но чуткие к чужой беде, не позволяющие глупых вольностей и грубости. Они знают - в дороге может случиться всякое и ты должен быть готов помочь другому, чтобы рассчитывать на помощь самому.

Граница

Где-то через тринадцать-четырнадцать часов пути, мы прибыли в Брест, туда, где начиналась по-настоящему заграничная часть нашего пути. Таможня нас встретила вереницей автомобилей тоскливо и уныло ожидающих своей очереди. Чувствовалось, что люди стоят давно и предполагают стоять еще дольше. По слухам, на прохождение этой границы можно потратить 6-8 часов, однако не редки случаи, когда приходится ждать заветного момента и четырнадцать, и двадцать четыре, и тридцать шесть часов кряду. При этом, если Вы хоть на минуту покинете свою очередь, то оно будет немедленно занято другими и обратно Вас уже не пустят. Таким положением вещей отчаянно пользуются предприимчивые белорусы, предлагая за определенное вознаграждение "продвинуть" Вас поближе к заветной черте.

Поскольку перспектива встретить Новый год на границе нас не радовала, то мы обратили свои взоры к ловким, но не совсем официальным помощникам Благодаря личному обаянию и деловым связям Жени, нам удалось достаточно быстро оказаться на контрольном пункте, где мы подверглись не слишком утомительной, но достаточно тщательной проверке белорусской и польской таможни. В общем, три часа и мы в Польше. За это время нам удалось немного поспать и подкрепиться, что несколько подняло наш боевой дух. Единственный осадок оставили братья белорусы, содрав по двадцать зеленых денег с машины госпошлины за экологию.

Польша

Польша нас встретила хорошим и ровным асфальтом, который к большому сожалению, занимал всего две полосы - центральная дорога на Варшаву оказалась узенькой тропинкой с большим количеством автомобилей. Эх, нет в Европе русского размаха, не понять им наше желание вдавить педаль в пол и "умчаться в огненную даль". Шестьсот километров от белорусской до словацкой границы показались нам серьезным испытанием: при серьезных ограничениях скорости и узких дорогах, движению существенно мешала мокрая снежная каша на проезжей части, которая никем не убиралась, и польские транспортные средства, сплошь тихоходные спичечные коробки и еще более тихоходные трактора.

Картина езды по польским дорогам была бы неполной, если не объяснить о правилах поведения в пути: въезжая в Польшу не забудьте включить ближний свет и начните обращать внимание на дорожные знаки - польская полиция любит соблюдение всех формальностей. Если Вы видите впереди себя тихоходное польское средство передвижения, то не спешите врубать дальний свет и истерически давить на клаксон, местные водители очень внимательны и если видят приближающийся сзади автомобиль, то не стараются "поддать газку" или перестроится в левый ряд, они максимально уступят дорогу, предоставляя Вам все возможности для совершения обгона. Так что не "козлите" и помните о своей принадлежности к "великому и могучему".

Несмотря на усталость, мы по-честному вглядывались в мелькающие пейзажи, пытаясь насладиться иноземными диковинками. Но на этот раз ничем особенным Польша нас не поразила, если не считать приятные глазу указатели на каждом шагу, чистые и ухоженные окрестности, изобилие частных лавочек и предприятий вдоль дороги. Да редкие надписи на русском языке, призывающие покупать бетономешалки, да сенокосилки.

Уже поздно вечером мы прибыли на польско-словацкую границу, где практически беспрепятственно прошли в сопредельное государство. Словакия. Лично меня поразила простота, а главное рациональность процесса пересечения границы: в отличии от белорусской, Вам не надо заполнять ненужных деклараций, часами ждать, чтобы таможенник проснулся и обратил на Вас внимание, проходить унизительные досмотры на трех уровнях. Нет, здесь все просто - несколько вежливых вопросов, беглые взгляды по содержимому авто, сверка личности и... Дальше в путь.