Статья Андрея Экономова
апрель 1999.

    Итак, 10 апреля 1999 года в 5.45 я, Андрей Экономов и мой товарищ Антон (aka Anton@GolfII ) двинулись из Москвы по Минскому шоссе. Было еще темно, капал мелкий дождик. Постепенно светлело, дождь кончился, дорога подсохла и по мере удаления от Москвы можно было ехать все быстрее и быстрее, благо дорожное покрытие и малое количество машин на дороге это вполне позволяли.

Надо отдать должное нашим дорожникам – Минское шоссе, пожалуй, одна из лучших наших трасс – минимум две полосы в каждую сторону, иногда даже с разделительной полосой, относительно ровный асфальт, отсутствие больших (могущих повредить колесо/подвеску) ям… Лишь в районе Смоленска покрытие оставляет желать лучшего; также снижает среднюю скорость постоянный ремонт мостов (как результат – сужение дороги, раздолбанный асфальт на объездах – даже катясь “шепотом” ощущаешь удары, передаваемые на кузов от неровностей дороги) перед границей Россия-Белоруссия. Во время остановки на обед на 766 километре от Москвы мы обнаружили лесную дорогу с песчаным покрытием (на которую мы побоялись соваться на своем Ниссане из-за опасности завязнуть в песке по самые “шарики”), зато оборудованную многочисленными дорожными знаками, в том числе “Обгон запрещен”. Смотрелось настолько же дико, насколько смешно.

С бензином никаких проблем нет – на территории России заправок много – многие из них выглядят устрашающе (древние колонки, ржавые навесы и т.п.), а некоторые имеют вполне европейский вид (на одной нам даже позволили сначала налить полный бак, а лишь затем заплатить) и продают, по словам “королев бензоколонок”, неэтилированный бензин (что похоже на правду – никаких отрицательных ощущений типа умершего катализатора или лямбда-зонда после использования их бензина замечено не было. Тьфу-тьфу-тьфу). Цена бензина (95-ого) – функция от расстояния от Москвы достаточно сложная и имеет ярко выраженный минимум где-то в конце московской области.

По мере приближения к Белоруссии цена растет, но тем не менее на границе функция претерпевает разрыв, если не ошибаюсь, первого рода – с российской стороны литр 95 можно купить за 4 русских рубля, а со стороны Белоруссии аж за 10 этих же самых русских рублей. Мы заливались “под завязку” в Бресте и я испытал некий шок, отдав за полный бак аж 620 русских рублей… А еще говорят, что белорусы хуже живут… (справедливости ради надо сказать, что в Белоруссии намного больше дизельных машин и девяносто пятым в Бресте заливался я один, в то время как к колонке с соляркой стояла целая очередь).

Граница Россия-Белоруссия представляет собой некую будку, стоящую посреди дороги и знак “Стоп”. Никакого интереса к нам со стороны так называемых “таможенников” не было – никто даже не подошел. У человека, первый раз попавшего в “независимую” Белоруссию вызывают дикий восторг надписи ДАI на милицейских машинах (имеющих, кстати говоря, ярко красные номерные знаки – наверное, чтобы их можно было заметить издалека), а также названия населенных пунктов, написанные на белорусском языке. Также весьма “прикольно” выглядят плакаты, расположенные рядом со стационарными постами ГАИ и содержащие “предупреждающие” надписи с банальными фразами типа “Скорость-ВРАГ!” и тому подобными. (интересно, хоть кто-нибудь, прочитав подобный плакат, стал “умнее”?). Особого интереса к машине с российскими номерами со стороны белорусских патрульных я не заметил – по пути туда нас тормознули лишь два раза (один раз в районе Минска, другой перед Брестом, когда мы метались между двумя Лукойловскими заправками в поисках 95-ого бензина – так и не нашли, кстати говоря) и то лишь для проверки документов на машину.

Надо сказать, что хорошая дорога и погода, а также неплохой автомобиль привели к тому, что Минск мы миновали через 6 часов после выезда из дома (средняя (!) скорость, показанная используемой нами спутниковой навигационной системой GPS, была 120 км/ч, а максимальная – 171 км/ч (по спидометру 180км/ч)). А в Бресте мы были в 16.00 по московскому времени, то есть практически через 10 часов после старта, что учитывая почти часовую остановку на обед и много мелких остановок для заправок и смены водителя не такой и плохой результат ;-). На дороге Москва-Брест нас никто не обогнал ;-).

Пограничный переход Брест-Тересполь нас встретил полным отсутствием очереди, что нас очень обрадовало (в памяти были свежи рассказы очевидцев о 10-12 часовой очереди). Причина такой “халявы” оказалось простой – праздник Пасхи. Взяв у таможенника заветный талончик мы были посланы платить т.н. “транзитный сбор” и “экологический сбор”. Да простят меня читающие эти строки белорусы, но я бы, на месте российского правительства после введения белорусами этих “сборов” вообще бы прекратил всякие разговоры об “объединении” и брал бы с въезжающих в Россию белорусов те же 30 долларов, что берут с нас они. Подумать только – за однократный проезд по Белоруссии платить 20 (!!) долларов, и это при том, что проезд по дороге оплачивается отдельно ( цена вполне "мировая" - 3 доллара на въезде, 3 на выезде, платить можно русскими рублями – 75 р., а если без квитанции, то как договоришься)! А “экология”? 10 долларов!!! А ведь мой автомобиль оборудован всевозможными “приблудами” типа каталитического нейтрализатора, лямбда-зонда и т.п.

К слову -поляки тоже взяли “за экологию”, но 2.50 злотых, что составялет чуть больше 50 центов (1USD – 4Zt). Feel the difference. Короче говоря, эти белорусские поборы кроме глухого раздражения и антибелорусских настроений ничего не вызывают… То же мне, “братья”… Ну да Бог им судья… Кстати, таможенник предлагал заплатить 10 долл. ему вместо 20 “в кассу”, мы это не сделали и, как выяснилось, не зря - на самом выезде с территории границы у нас проверили квитанции об оплате “экологии” и “транзита”.

Переход границы занял около полутора часов. Заключается в получении четырех штампиков в тот самый талончик (белорусский паспортный контроль, белорусская таможня, польская таможня, польский паспортный контроль). Так как все “службы” работают, мягко говоря, “не напрягаясь”, то очередь из буквально пяти машин вылилась в полуторачасовой “отдых”. Никаких проблем не было (в основном “трясут” белорусские машины, везущие в Польшу какие-либо товары на продажу – некоторые отгоняют в сторону на “тотальный” контроль, включающий даже просвечивание запасного колеса в специальном аппарате) – “наш” таможенник попросил показать деньги, которые везешь ( если везешь больше 500 долларов, то излишки, если нет справки, лучше куда-нибудь припрятать), открыть багажник (“чо за бандура?” спросил “страж границы”, покосившись на корпус сабвуфера)…

Неожиданная задержка получилась с польским паспортистом. “Куда едете?” - “В Прагу”. “Зачем?” - “Погулять”. “Погулять ?!?” – “Да, погулять”. “Есть ли ваучер в Чехию?” – “Нет”. “На чем едете?” – “Вот”. “Это ваша машина ?!?” - “Наша”. “Ну подождите”. Побежал куда-то с паспортами, потом прибежал, рылся в какой-то толстенной книге (содержащей, по всей видимости, имена “штрафников”), рассматривал паспорта… Потом подозвал к себе в будку: “Честно говорите, ребята, куда едете?”. “Честно – в Прагу погулять…”. “Ну подождите в машине”. Минут через 15 стучит в стекло, раздраженно кидает паспорта – “48 часов на транзит через Польшу!”.

В 18.00 по московскому времени, или в 16.00 по местному мы въехали на территорию Польши. Самое яркое впечатление от польских дорог – почти полное отсутствие автомагистралей в общепринятом смысле (несколько полос в одну сторону) и множество так называмых “польских Фиатов”. О последнем, если кто-то не видел, стоит рассказать особо. Это некая помесь Оки с горбатым Запорожцем – двигатель сзади, маленькие колесики, две двери… Передвигаться, соответственно, быстро не может (хотя некоторым “автолюбителям” удается раскочегарить своего коника километров до 110 в час, но это скорее исключение, чем правило). Так как этих пепелацев на польских дорогах очень много, дорожное движение становится несколько дерганым (особенно учитывая немалое количество качественных автомобилей – новых Дэу и Рено – их тоже производят в Польше).

Подавляющее большинство польских дорог выглядит следующим образом – одна полоса в одну сторону, одна полоса в другую сторону и с каждой стороны хорошая асфальтированная обочина. Сразу за обочиной стоят вековые деревья, "встреча" с которыми не сулит ничего хорошего. На покрытие нанесена качественная разметка (светящаяся в темноте), вдоль дороги стоит достаточно дорожных знаков (именно достаточно – то есть знаки стоят там, где они нужны, а где не нужны - не стоят).

Поляки ездят весьма своеобразно – если кому-то надо кого-то обогнать он это делает несмотря на наличие встречного транспорта. “По умолчанию” подразумевается, что встречный в таком случае “убирается” на свою обочину. Это при том, что ездят там люди “нормально”, то есть 130-140 км/ч нормальная скорость на трассах вне населенных пунктов. Так что смотреть надо в прямом смысле “в оба”. К счастью, большинство машин ездит и в дневное время с ближним светом, что существенно облегчает жизнь всем. Особо “тормозные” транспортные средства типа тех же Фиатиков или груженных грузовиков при приближении сзади какой-нибудь легковой машины сдвигаются на край своей обочины, что дает возможность обогнать его без “расталкивания” встречных. В таком случае правилом хорошего тона считается поблагодарить вежливого водителя тихохода одной-двумя вспышками аварийной сигнализации (пустячок, а как приятно – на дороге витает какая-то всеобщая доброжелательность и умиротворенность.

Я думаю не стоит говорить, что никто никому не мигает дальним и не гудит, чтобы выразить свое “фэ”). Короче говоря, передвижение по польским дорогам наводит на невеселые мысли о том, что смертность на дорогах там немалая (что косвенно подтверждают многочисленные памятники и венки вдоль дорог). Хотя за все время пребывания в Польше (а мы проехали по ней около 2000 км) нам, к счастью, не встретилось ни одного ДТП. Вдоль дорог часто можно видеть автомобильные “разборки” - огороженные площадки, на которых предлагаются на продажу части, снятые с отживший свой век автомобилей. Горы разномастных бамперов, дверей, деталей интерьера… Сущий рай для владельцев немецких автомобилей выпуска 80-х годов.

В Польше впервые увидели Форд-Фокус. Очень стильная машина. (но только хэтчбек – седан и универсал, виденные позже в Праге, выглядят, на мой взгляд, странновато – красивая, модная “морда” и скучная, неинтересная “задница”). Да, вот еще – в Польше, так же как в России, принято мигать дальним светом при близости полицейского патруля. Антирадар мы предварительно отключили, запуганные слухами о штрафе какого-то ужасающего размера за его использование.

Варшаву проехали насквозь и она не запомнилась чем-то особым… Современный большой город… Постепенно сгущались сумерки… Надо было думать о ночлеге. Вариант “доскакать” до Праги нон-стоп был отвергнут по причине того, что расчетное время прибытия – 3 часа ночи – плохо подходило для поиска гостиницы (гостиница, в которой мы предполагали остановиться, была известна заранее, а вот адрес ее был благополучно забыт дома в Москве, так что оставалось полагаться на зрительную память Антона, который ночевал в ней полтора года назад).

В 15 км. от Лодзе (~ 1400 км от Москвы) мы свернули на указатель Hotel (предварительно пошарахавшись по Лодзе в поисках этих самых Hotel`ей. ). Гостиница оказалась весьма приличного вида. Цена за двухместный номер со всеми “прибамбасами” типа душа, телевизора и т.п. а также вполне приличного завтрака была объявлена в 43 доллара (с утра, когда мы расплачивались, с нас взяли 35 долларов – разница объясняется, по всей видимости, в разных курсах пересчета злотых в доллары). В гостинице мы были единственными постояльцами. С утра мы неспешно двинули в строну Праги.

Недалеко от польско-чешской границы залили полный бак бензина. В Польше литр 95-ого стоит около 50 центов. (в Чехии дороже – в пересчете в привычные нам американские доллары получается центов 70-80). Там, где мы заправлялись, в качестве оплаты наравне со злотыми спокойно взяли немецкие марки. На заправках принято сначала заправляться, потом платить, что очень удобно. Так же почти на всех заправках рядом с колонкой стоит ведро с мыльным раствором и специальная щетка на длинной ручке для отмывания ветрового стекла от насекомых. Очень удобная штука – часто мы заезжали на заправки лишь для того, чтобы воспользоваться этой бесплатной услугой. С одной стороны щетки поролоновая губка для мытья стекла, с другой – резиновая полоска для смахивания воды со стекла.

Перед границей Польша-Чехия начинаются Карпаты, соответственно дорожка становится горной (очень красивые пейзажи местами – с одной стороны дороги гора, с другой бурлящая речка) и если ехать в “силовом” режиме (не выходя, разумеется, при этом за рамки приличий и безопасности) можно получить массу удовольствия от управления машиной. Мы пристроились за местным водилой на старенькой Ауди 80, которая, попыхивая сизым дымком при перегазовках, ехала достаточно агрессивно. Временами захватывало дух, как на американских горках. Недалеко от границы наш невольный “ведущий”, помигав на прощание поворотником, ушел на второстепенную дорожку. Пересечение польско-чешской границы отняло немного времени и запомнилось весьма назойливыми молодыми людьми, желающими помыть стекла у нашей машины.

От границы до Праги ехать совсем недалеко по российским меркам, тем более что можно выехать на автомагистраль. Для езды по магистралям в Чехии необходимо купить на любой заправке специальную наклейку на стекло (стоит недешево – 800 крон - около 25 долларов, но позволяет пользоваться платными дорогами весь год. Многие местные, кстати говоря, обходятся без езды по магистралям, так как всюду параллельно магистрали идет бесплатная дорожка. Именно дорожка – узенькая, петляющая, проходящая через множество населенных пунктов).

Мы наклейку в первый день не купили, так что к Праге пробирались по бесплатным дорожкам. Можно было, конечно, рискнуть и попытаться проехать по магистрали без наклейки, но уж очень велик штраф – чуть ли не 180 долларов… И по всей видимости машины с иностранными номерами на магистралях являются “дойными коровами” для местных копов - ведь многие могут просто не догадываться о необходимости приобрести наклейку. А в том, что местные “служители закона” не прочь “пойти на компромисс” и получить взятку мы убедились почти сразу после пересечения границы – недалеко от одного из населенных пунктов нас тормознул полицейский патруль. Как мы поняли, где-то за километр до этого припряталась машина с радаром и по рации передавала приметы машин-нарушителей. Антирадар мы, к сожалению, включить после Польши забыли.

Так вот, разговаривать с нами подошел достаточно юный полицейский, который, разумеется, по-русски говорил еще хуже, чем мы по-чешски (а мы никак не говорим по-чешски). Он совсем немного изъяснялся на английском, что позволило хотя бы понять, чего ему надо. Сначала он покрутил руками перед собой, изображая вращение руля и вопросительно посмотрел на нас. Мы догадались, что он хотел узнать, кто из нас двоих был за рулем. Антон потыкал себя в грудь кулаком. Полицейский протянул к нему руку – мы выдали ему водительское удостоверение (книжечку старого российского образца) Антона и свидетельство о регистрации машины. Коп повертел бумажки и изрек вопросительным тоном “Driver license?”. Мы с Антоном ткнули в его права и сказали по-русски “А это оно и есть”. Полицейский еще раз взглянул в книжечку, понял, что он все равно не разберется чего там написано и сказал что-то на чешском. Как мы поняли, он хотел “зеленую карту” - страховку на машину. Изучил и ее. Заодно поглядел в наши паспорта. Потом, свистнув и быстро махнув рукой, сказал на ломанном английском – “Pan drive too fast”.

После недолгих переспросов выяснилось, что где-то мы проехали со скоростью 100 км/ч, а надо было 70 км/ч. Свою вину мы не отрицали. Предлагалось на месте оплатить штраф в 300 крон. Крон у нас не было, о чем мы сообщили полицейскому. “Ну я не знаю, как быть. Думайте” - сказал он с плотоядной улыбкой. На предложение взять 10 долларов он с радостью согласился и совершенно не скрываясь от своих товарищей, а также других водителей взял зеленую бумажку. Еще раз оглядев наши документы, он вернул их нам с каким-то пожеланием.